Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

грот ник. як

Гуманитарный словарь

ГРОТ Ник. Як. (1852-99) - философ, психолог. Сын Я. К. Грота. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. Преподавал философию в Нежине и Новороссийске, в 1886 занял каф. философии в Моск. ун-те и вскоре возглавил Моск. психол. об-во. Личность Г. и его практич. деят-ность по популяризации философии в России б. значительны, чем его не очень определ. филос. взгляды, в к-рых он, по словам Л. М. Лопатина, "постоянно пытался найти середину между крайностями, гармонически примирить противоположные тенденции разл. филос. школ". Взгляды Г. сформировались под влиянием А. Шопенгауэра, идеи к-рого он активно пропагандировал до сер. 90-х гг. (принцип мировой воли). В обл. психологии им была развита своеобразная теория "психического оборота" перехода от внеш. впечатлений к внутр. представлениям, а от них, и через волевые стремления, снова к внеш. движениям, для описания этого "оборота" Г. считал возможным применить закон сохранения энергии. Позднее, выйдя за рамки филос. позитивизма, Г. развивал идеи "монодуализма" (впоследствии этот термин использовали Н. Бердяев и С. Франк) как единства и борьбы активной "силы-духа" и пассивной "силы-материи". Отсюда вытекало "космическое" понимание идеи прогресса как постепенного торжества духа над косной материей, а свободы воли - как возможности выбирать между подчинением своему "животному началу" и "следованием внушениям всемирного духа". Одна из заслуг Г. - определение независимой позиции в основ. им. в 1889 ж. "Вопросы философии и психологии" - первом рус. филос. журнале, получившем широкое распространение и способствовавшем развитию самосознания рус. об-ва через свободный и самостоятельный труд мысли.

Соч.: О науч. значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений. Одесса, 1884; О душе в связи с совр. учениями о силе. Одесса, 1886; Осн. моменты в развитии новой философии. М., 1893; Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности. М., 1889; Критика понятия прогресса. М., 1898; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.

Полезные сервисы

грот николай яковлевич

Энциклопедический словарь

Грот Николай Яковлевич (1852-1899), философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). Эволюционировал от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (так называемого монодуализму).

* * *

ГРОТ Николай Яковлевич - ГРОТ Николай Яковлевич (1852-99), российский философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). Эволюционировал от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (т. н. монодуализму).

Большой энциклопедический словарь

ГРОТ Николай Яковлевич (1852-99) - российский философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Эволюционировал от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (т. н. монодуализму).

Энциклопедия Кольера

ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899), русский философ, психолог. Родился в Хельсинки 18 апреля 1852. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В течение нескольких месяцев находился в научной командировке в Германии, преподавал в Нежинском историко-филологическом институте. В 1879 защитил магистерскую диссертацию Психология чувствований в ее истории и главных основах. В этом исследовании Грот выступает как сторонник физиологического подхода к психической деятельности и в целом стоит на позитивистских позициях. В 1882 он защищает докторскую диссертацию К вопросу о реформе логики. В 1884 становится профессором Новороссийского университета в Одессе. С 1886 Грот - профессор Московского университета. Он был также председателем Московского психологического общества, редактором журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Умер Грот в с.Кочеток Харьковской губерии 23 мая 1899. В своих диссертационных исследованиях и других работах первой половины 1880-х годов Грот выступал с последовательной критикой метафизики, в этической сфере ему были близки принципы утилитаризма (К вопросу о свободе воли, 1884). Логику он "реформировал" в направлении психологизма, связывая ее познавательные функции с изучаемыми психологией особенностями умственной деятельности. Историко-философский интерес к философии Возрождения (в первую очередь к пантеизму Джордано Бруно) спровоцировал своего рода "метафизический поворот" в творчестве Грота. О существенном отходе от позитивистских установок свидетельствуют его работы: Джордано Бруно и пантеизм (1885) и О душе в связи с современными учениями о силе (1886). Грот фактически переходит от резкой критики метафизики к ее обоснованию, видя в ней основу философского знания и его важнейший научно-умозрительный элемент (статья Что такое метафизика? 1890). Собственную позицию он определил как "монодуализм", подчеркивая тем самым стремление избежать "крайностей" монистической традиции в философии, причем как в идеалистическом, так и в материалистическом вариантах. Грот был склонен к плюралистической метафизике, признающей наличие нескольких субстанций, находящихся в сложных иерархических отношениях. В сочинениях Грота "метафизического" периода важную роль играет идея силы. Это понятие он считал приложимым как к физическим, так и к духовным процессам. Однако активное, творческое начало мира имеет своим источником силу духовную. Материя же представляет собой пассивное начало. В своей нравственной философии Грот опирался на этические и метафизические идеи А.Шопенгауэра (Основания нравственного долга, 1892; Устои нравственной деятельности, 1895). В трактовке Грота "мировая воля" приобретает черты идеального и даже нравственного начала мира, а в конечном счете совпадает с "мировой любовью". В последние годы жизни Грот постоянно обращается к проблемам психологии (К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии, 1894; Основания экспериментальной психологии, 1895; Понятие души и психической жизни в психологии, 1897).

ЛИТЕРАТУРА

Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб, 1879-1880 Грот Н.Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885 Грот Н.Я. Философия и ее общие задачи. СПб, 1904 Н.Я.Грот в очерках, воспоминаниях, письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей. СПб, 1911

Полезные сервисы